(1 голосов, средний: 2,00 из 5)

Этносоциальные особенности формирования населения Брянской области

С.В. Чернышов

Уникальность этнической истории Брянской земли заключается в том, что фактически во все исторические периоды на ее территории проходили различные этнические процессы, население подвергалось этническим воздействиям, ассимилируясь одно другим и создавая свою местную самобытную культуру. Данная территория является местом, где во все времена соприкасались племена и народы – носители разных культур, что освящается в изданных в последнее время научных трудах по истории заселения края (1). Результатом различных влияний и было формирование местных традиций, которые отражали различные этапы развития тех или иных элементов культуры населения на протяжении веков. Изучая современную народную культуру, мы можем наблюдать, например, элементы декора жилища, воплотившие некоторые мифологические представления славянских племен, заселявших Брянщину еще в глубокой древности; мотивы вышивки, восходящие к языческим временам и др.

Освоение славянами среднего Подесенья, частью которого была и Брянская земля, проходило волнообразно, причем движение этих волн объясняется не только увеличением численности племен и, соответственно, потребностью жизнеобеспечения за счет новых территорий, но и внешними причинами.

Двигавшиеся в южной половине Восточно-европейской равнины во II – IX вв. мощные миграционные потоки неоднократно захлестывали и древнеславянские племена, вынуждая их оставлять территорию прежнего пребывания и искать более спокойные места. Переселившись в конце II – первой половины III вв. нашей эры с низовьев р. Вислы в северо-западное Причерноморье готские племена проходили через места, издавна связанные с венедами – теми славянскими племенами, которые позже стали основой формирования западнославянских народов. Какая-то часть венедов под давлением готов вынуждена была передвигаться на север, к среднему течению р. Неман, где венеды потеснили кривичей. От р. Неман через северо-запад современной Белоруссии в бассейн верховья Днепра – таков вероятный путь кривичей, которые в начале VIII в. появились на севере будущей Брянщины.(2)

Зона расселения кривичей на Брянщине ограничивалась бассейном рек Габьи и Снопоти. Продвижение кривичей на юг, как по правому, так и по левому берегу р. Десны, шло достаточно равномерно и остановилось примерно на линии междуречья рр. Сещи и Белизны (правые притоки Десны) – левый берег р. Ветьмы (левый приток р. Десны).

Еще одна волна славянских переселенцев в среднее Подесенье могла появиться в конце IV – начале V вв. н. э., когда из-за нашествия гуннов некоторые славянские племена лесостепной зоны Приднепровья искали спасения в придеснянских лесах. Нашествия аваров в конце VI – начале VII вв. явилось причиной нового переселения славянских племен из лесостепных районов на север, северо-восток. По-видимому, именно в это время, юг Брянщины был занят частью северян, основная масса которых расселялась несколько юж-нее. Наконец, последняя, наиболее значительная волна славянских переселенцев нахлынула на территорию среднего Подесенья, в бассейн р. Ипути и другие прилегающие места в VIII-IX веках. Это были племена вятичей и радимичей. Если кривичи прибыли на Брянщину с севера, северяне – с юга, то радимичи и вятичи, вероятнее всего, с юго-запада. Район первоначального расселения радимичей (Верхнее Приднестровье) на основании гидронимов был очерчен В.В.Седовым.(3)

В летописях часто упоминается о происхождении радимичей и вятичей от ляхов (поляков) (4), объясняющееся тем, что эти племена когда-то проживали вблизи территории, где позднее возникло Польское государство.

Весьма вероятны родственные связи радимичей и вятичей. Вятичи ассимилировали проживающие на территории среднего Подесенья балтские племена, а в междуречье рр. Десны и Оки частью и финно-язычные племена, что привело к появлению в их физическом облике черт, свойственных облику финно-угров Северного Поволжья. Характер взаимоотношений славян и коренного населения определяется по П.Н.Третьякову: » При расселении славян…..местное население в массе оставалось на своих старых землях, веками жило чересполосно с пришельцами-славянами и мало-помалу смешалось с ними.» (5) Русские летописи упоминают о существовании в течение долгого времени на территории Брянщины балтского племени голядь. С помощью топонимов, происходящих от названия » голядь » можно выделить 2 района расселения этого племени: междуречье Десны и Болвы (деревни Взголяжье , Гляднево , Глаженка, с.Голяжье – все на территории Рогнединского, Дубровского, Дятьковского, Брянского районов) и территория, ограниченная с севера р. Навля, с юга – нижним течением р. Нерусса и р. Усож (деревни Глашево, Гладское, Глоднево, Глядино, Голынь – на территории Навлинского, Брасовского , Комаричского и Севского районов). Историки и лингвисты отмечают у населения этой части края сохранение диалектов русского языка в сочетании с элементами, близкими языку племени голядь (6). Племена балтов-голяди могли составлять часть древнерусского полона, выведенного русскими князьями с западных земель и расселенных на территории края, как, например, балтийские племена, расселенные на реке Москве(7). При определении в Подесенье границ расселения радимичей, вятичей, северян и кривичей следует иметь в виду, что они не были очень устойчивыми в силу того, что славяне еще продолжали осваивать эту территорию. Не были племенные границы и долговечными, поскольку все еще шел процесс образования единой древнерусской народности.

Таким образом, в X-середине XII веков край был заселен представителями шести этнокультурных групп, причем для северян Подесенье являлось главным центром расселения. Наиболее пестрым в этнокультурном плане являлась северная часть края(8), где проживали племена радимичей, вятичей, кривичей, племена балтов – голядь и частично финно-угорские племена.

В природно-хозяйственном плане край сочетает в себе разные типы полесий, степь, лесостепи, полосу ополий и леса левого берега р. Десны между лесостепью и полосой ополий, а также ряд переходных ландшафтов и пойменные земли. Наиболее специфичным типом ландшафта являются ополья – островки лесостепной растительности и почв внутри лесной зоны. Ландшафтная пестрота породила разные способы обработки земли и разно-образие пахотных орудий, применяемых в местном земледелии. Через Подесенье проходила граница распространения плуга, разных типов рала (полозного, бесполозного, кри-вогрядильного) и сохи. Именно в районах наиболее плодородных почв и наибольшей концентрации сельскохозяйственного населения – опольев – и возникли древние средневековые города.

XI-XII века отмечены созданием на территории края удельных княжеств. Наиболее крупные из них – Вщижское, Брянское, Трубчевское. Долгое время княжества находились на окраине славянских земель, соприкасаясь с землями кочевых народов, воспринимая элементы культуры степных районов. Оседали на территории края и половецкие племена. Одним из мест возможного расселения половецкого племени являлась территория г. Карачева и близлежащих поселений, расположенных в пойме р. Снежеть. Что косвенно подтверждается анализом антропологических черт населения района. Жизнь княжеств была прервана монгольским завоеванием. Многие города были разорены или разрушены. Од-нако сам край не особо пострадали, так как, болота и леса не позволили пройти татарской коннице. Более того, численность населения среднего Подесенья даже увеличилась за счет людей, бежавших от монгольского нашествия из районов верхнего течения Оки, Посемья и нижнего Подесенья, что способствовало заметному возвышению образовавшегося в се-редине XIII в. Брянского княжества (9).

В 1-й половине XIV в. Брянский край являлся ареной острого политического и во-енного соперничества между различными князьями. В этой борьбе князья часто обраща-лись за помощью к татарам, что приводило к разорению края.

Политическая нестабильность в Брянском княжестве завершилась установлением чужеземного господства: утвердилась власть литовских князей. В XIV в. Великое княжество Литовское объединяло литовские и русские земли. Но жизнь людей под властью ли-товских феодалов не оказала существенного влияния на формирование культуры края. Русский язык был государственным наравне с литовским, при этом все делопроизводство и законодательство велось только на русском языке. Не было ущемления прав русского населения по этническим или религиозным мотивам.

История Брянщины во 2-й половине XIV в. не богата внутренними или внешними политическими событиями. Развитие шло сравнительно спокойно, что способствовало хо-зяйственному освоению населением земель края, появлению новых городов и селений.

В XVI в. Брянщина была возвращена в состав Русского государства.

В начале XVII в. Брянский край входит в состав Северской земли, занимавшей в Русском государстве пограничное юго-западное положение. Смута XVIIв. затронула Брянщину напрямую. Массовые выступления крестьян прошли в Комарицкой волости. Особенность данной волости состояла в том, что крестьяне, проживавшие в ней, никогда не знали крепостного права. Само название волости указывает на ее особое положение. С середины XIV в. волость находилась под властью Великого княжества Литовского. Ли-товские князья получали с этой территории доходы, которые шли в их собственную казну – камору. После присоединения к России московские князья содержали эту волость в своем дворцовом владении.(10)

Во второй половине XVII в. Комарицкая волость включала в свой состав 68 сел и 160 деревень, слобод и починков, в которых проживало около 22 тыс. человек мужского пола. (11) В 1640 г. правительство создало в Комарицкой волости укрепленный район с центром в г.Севске. Местные крестьяне были превращены в военнослужащих драгун, исполнявших государственные обязанности по обороне страны. За ними были оставлены их прежние наделы. Они освобождались от налогов и повинностей, обучались драгунскому строю и несли службу. От каждого двора выставлялся один драгун со всем необходимым снаряжением. Число таких служилых достигало пяти с половиной тысяч. Эта повинность сохранялась до конца XVII в.

В 1630-1640 г. в Северский край из Украины, находившейся под властью Польши, из-за обострения этнических, а также религиозных противоречий пошел поток переселенцев. Порой группы выходцев с Украины достигали нескольких тысяч человек. Миграционный поток усиливался в годы неурожаев в Польше. Большинство мигрантов оседало в окрестностях г. Севска. Кроме этого, в окрестностях Севска правительство проводило раздачу земель случайным людям » по прибору » (по набору). Это были рядовые русской армии, которые за свою службу получали земельные наделы, но не в личную собственность, как помещики, а в коллективную. Например, своя земля была у слобод, где жили пушкари, своя у солдат и т.п. Все они обрабатывали полученные участки земли и не пользовались наемным трудом.

Особое положение занимала территория запада края. Эта часть его в XVII в. входила в состав Украины. Здесь сочеталась полковосотенная система административного управления с органами государственной власти – магистратов и ратуш. Территория входила в состав Стародубского полка, разделенного на 10 сотен. Структура населения края была сложной в сословном отношении. Городскую верхушку составляла казацкая старшина, предпочитавшая жить в городах и занимавшая должности в полковых и сотенных канцеляриях, затем следовали члены магистратов и ратуш, купцы, которые вели русско-украинскую и зарубежную торговлю, а также высшее духовенство, имевшее недвижимую собственность в городах. Вторую социальную группу составляли посадские люди среднего достатка (цеховые мастера, торговцы мелким товаром, пашенные люди, разночинцы) основная масса казаков, имевших в городах и местечках земельные участки и занимавшихся ремеслом, промыслами и торговлей: третью группу составляли городские низы – работные люди промыслов (казацких и посадских), поденщики, наймиты, подмастерья, ученики, безземельные крестьяне и бобыли.

Особый статус получали города, имевшие грамоты по магдебургскому праву. Магдебургское право давало определенные налоговые льготы и распространялось в основ-ном на посадских людей, составлявших примерно половину населения города. Оно не да-валось казакам, которые тоже занимались ремеслами, промыслами и торговлей, т.е. вида-ми производственной деятельности, бывшими привилегиями мещан и находившимися в ведомстве магистрата. Это часто создавало острые конфликтные ситуации в городах.

Особое внимание следует обратить на старообрядцев, проживающих и в настоящее время на территории края. Сведения о появлении первых раскольников здесь относятся к концу XVII века. Во время правления царевны Софьи, а потом и Петра 1 происходило массовое бегство старообрядцев на окраинные земли Российского государства, в том числе на территорию Стародубья. Начальство Стародубского полка поощряло заселение края. Раскольники селились на землях, получая определенные льготы (освобождение от налогов на несколько лет). Так на Брянщине появилось около 30 старообрядческих поселений, 13 из которых к началу XVIII века получили статус посадов, а три (Зыбкое, Клинцы, Злынка) стали городами. Старообрядцы развивали кустарные промыслы, что объясняется рядом объективных предпосылок. Особенно важным было то, что старообрядцы на новом месте проживания не знали форм крепостной зависимости. Это облегчало решение задач предпринимательства и обеспечение купеческих предприятий вольнонаемными рабочими. Кроме того, необходимо учитывать, что места для поселений отводились на ма-лопригодных для земледелия участках (малоплодородные почвы, леса, болота).

Большую роль оказывало и наличие в крае сырьевых ресурсов для промышленной деятельности (железные руды, стекольные пески, глина, древесина), близость к слабо охранявшейся границе государства, что способствовало налаживанию хозяйственных и торговых связей с соседними и другими зарубежными странами.

Как показали исследования этнографов, в результате обособленности быта старообрядцев, они сохранили подлинно народные формы традиционной культуры.

В XVIII в. началась промышленная разработка полезных ископаемых края. Строились рудни – шахты, вокруг которых образовывались новые поселения. Основным занятием поселян была работа на этих разработках. Так, в 1672 г. была построена рудня Унеча, положившая начало поселку (ныне районный центр).

На формирование материальной и духовной культуры населения влияло и то, где, в каком населенном пункте они проживали. В зависимости от социально – экономической разновидности того или иного поселения формировались локальные черты культуры, характерные для определенной местности. Здесь необходимо учитывать и величину поселения (количество дворов), его социальный статус, форму землевладения.

Сельские поселения были разнообразны. Во второй половине XVIII в. самым распространенным типом сельского поселения в крае, как и вообще в русских землях, была деревня. Это слово как обозначение крестьянского поселения появилось в XIV в. и означало совокупность дворов, усадеб, полевой пашни и прочих угодий. До XVI в. деревни на Брянщине были малодворными. В XVIII веке укрупнению деревень способствовал переход от подворного обложения государственными налогами к подушному. В этих условиях вновь образованные молодые семьи уходили из родительской семьи и строили свой дом. При этом не нарушались общинные связи. Крестьянская община регулировала земельные владения между дворами, пользование лесом, выгонами для скота, которые оставались общими. Община строго следила и за соблюдением принятых норм: и в этике, поведении, в пользовании землями, в строительстве жилища, его расположении, украшении, в соблюдении обрядов, обычаев и во многом другом.

Разновидностями деревни были починки. Это были новые поселения, которые первоначально освобождались от налогов. Причиной появления починков была нехватка земли вокруг старых поселений. Прежде, чем стать постоянным поселением, починок был местом, куда переселялись только на время сезонных работ.

Сравнительно крупными населенными пунктами были села. Уже к X веку это были крупные поселения. Еще с XV-XVI вв. на Руси название «село» закрепилось за теми поселениями, которые были центрами поместий, в отличие от деревни, не имевшей внутри себя господских дворов. В зоне государственного землевладения село стало административным центром волости. На Брянщине в XVIII в. села были значительно больше деревень по количеству дворов. В селе обычно строилась церковь, если село становилось приходом. В селах размещались различные общественные заведения: мирские избы, вотчинные правления (если село – центр волости), больницы, богодельни, школы. Там же заводили предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, продукты которых продавались на рынках. Села были центрами рыночных связей. Сельский торг привлекал к себе жителей близлежащих деревень.

В XVIII в. продолжали существовать слободы, имевшие ранее разные функции. К этому времени они стали земледельческими и промысловыми поселениями.

На жизнь того или иного поселения, на его внешний облик, хозяйственную направленность занятий его жителей и их благополучие накладывало отпечаток его юридическое положение. Поселения могли быть дворцовыми (владение царского двора – до XVIII в.), монастырскими, частновладельческими (княжеские, боярские вотчины, имения помещиков).

Дворцовые поселения находились на востоке Брянщины и входили в состав Комарицкой волости. Эти поселения принадлежали царскому дому и население их продолжало нести воинскую повинность. Но уже в XVIII в. край перестал быть пограничным и необходимость в воинской службе отпала. Поэтому большая часть дворцовых поселений была пожалована Павлом 1 частным лицам; а сами дворцовые селения в XIX в. были подчинены Удельному ведомству.

В 60-х гг. XVIII века появилась новая категория земель, получившая название экономических. Они образовывались в результате секуляризации церковного и монастырского имущества и превращения их владений в государственные. Такая реформа была проведена в правление Екатерины II в 1764 г. По этой реформе в государственный земельный фонд вошли владения Севского Спасо-Преображенского, Брянского Свенского Успенского, Борщевского Николаевского монастырей и т.д. Эти земли поступали под управление специально организованной Комиссии Экономии. Поэтому и земли, и живущих на них крестьян стали называть экономическими; в XIX в. они слились с категорией государственных крестьян.

Следующую самую малочисленную категорию населения составляли бывшие служилые люди » по прибору» (по набору), из которых в XVIII в. был образован особый слой жителей под названием однодворцы, занимавший промежуточное положение меж-ду мелкими помещиками и государственными крестьянами. К ним примыкали и ямщики.

Однодворцы в начале XVIII века были причислены к государственным крестьянам. Д.К.Зеленин считал, что долгое время однодворцы сохраняли свою обособленность от крестьян и составляли особую этнографическую группу населения (12). Л.Н.Чижикова, напротив, считает, что особенности в духовной и материальной культуре однодворцев не могут являться свидетельством наличия специфического этнографического типа, так как среди самих однодворцев не наблюдается единства, а выделяемые особенности их культу-ры свойственны культуре многих категорий южнорусского крестьянства (13).

Таким образом, в течении XVI-XIX вв. население Брянщины было не однородно в сословном, конфессиональном и социальном отношениях. Такая диффиренцация не могла на сказаться на многих сторонах культуры ее населения.

Этнографы в составе населения южнорусского региона выделяют отдельные этнографические группы. Одной из них является полехи – жители Полесья. Состав населения Полесья очень сложный. По мнению историков, на данной территории могли сохраниться и потомки древнего населения домонгольского периода, сохраняя свою культуру, язык и обычаи (14).

История заселения края и его пограничное положение способствовало сохранению в культуре полехов как основных южнорусских особенностей, так и белорусско-украинских компонентов.

C XIX в. и особенно к началу XX в. в крае усилились ассимиляционные процессы. В 60-90-гг. XIX в. на территории России «обрусели» 1 млн.400 тысяч украинцев, около 1 млн. белорусов (15). Подобные процессы наблюдались и на территории Брянщины. Многие украинцы, белорусы стали считать русский язык родным языком. Ассимиляционные процессы способствовали повышению удельного веса русских среди жителей края, хотя темпы их естественного прироста были ниже, чем у других народов. По данным переписи 1920 г. (16) процент русских среди населения будущей Брянской области был самым высоким в сельской местности, нежели в городской: сельского – 70-99%, городского – 41-94%. Среди городов низкий процент их в г.Стародубе ( 41,6% ) , г.Новозыбкове (61,2%), г.Клинцы (68,8%) , г.Почепе (65,54%), – эти города находились на границе с Украиной; самый высокий – в гг.Трубчевске (95,21%), Севске (93,96%), Карачеве (94,27%). По этой же переписи , самый высокий процент украинцев в г.Стародубе ( 19%), а среди сельских жителей уезда около 40%, в Новозыбковском уезде (в городе – 0.8%, сельское население – ок.52%). В западных районах, таким образом, доля украинского населения значительно выше, чем в восточных, где он не превышает 1%.

По данным переписи 1959г., русские на территории Брянской области составляли – 97% , украинцы – 1.1% , белорусы – 0.5%. Миграционные процессы, проходившие на про-тяжении 30-50-х гг., нашли отражение и в национальном составе населения Брянщины: появляются представители народов, ранее не упоминаемых в статистических материалах – грузины, курды, цыгане, латыши и другие. Многие из них считают русский язык родным (17). В эти годы проходила значительная миграция населения, особенно из деревень в города.

С 20-х годов XX века начал изменяться внешний облик поселений. В соответствии с проектными планами советских архитекторов в них стал выделяться технический и культурный центр, менялась планировка, уничтожались культовые сооружения, старинные здания, а вместе с ними часто погибал и домовой декор.

Большой урон нанесла и Великая Отечественная война. Боевые действия дважды проходили на территории края: в 1941 г. и при освобождении Брянщины в 1943 г. Деревянный жилищный фонд сильно пострадал. Многие поселения после окончания военных действий так и не смогли восстановить своего прежнего значения. Так, бывший волостной центр с. Фошня (до 1920г.), насчитывавший к 1941 г. более тысячи дворов, ныне имеет не более десятка хозяйств. Кроме того нельзя не учитывать и два миграционных потока: эвакуация в начале войны и возвращение после освобождения.

Уменьшению числа населенных пунктов способствовала и политика укрупнения населенных пунктов и сокращения числа » неперспективных » деревень в 1960 – 70-х гг. Так на территории Брянской области только с 1964 по 1970 гг. прекратили существование 562 населенных пункта из более трех с половиной тысяч (18).

Рассмотренные статистические данные показывают, что этническая картина края очень сложна, постоянно развивается, усложняется – что накладывает определенный отпечаток на формирование традиционной культуры.

В настоящей работе при определении причин, оказавших влияния на формирование населения Брянской области, не привлекаются данные переписи населения 1989 года, так как эти данные отражают последствия изменений в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Юго-западные районы области попали в зону заражения радиацией. Многие насе-ленные пункты прекратили свое существование, население переселено в северные и вос-точные районы области. В этой зоне произошли и потери людских ресурсов и утрата культурного достояния.

Исходя из истории Брянщины и путей развития ее населения, рассматривая местную материальную культуру, можно выделить влияние следующих факторов:

1. Этнический фактор: Край находится на границе трех славянских народов и его население всегда испытывало влияние народной украинской и белорусской культуры. На протяжении веков проходили ассимиляционные процессы. Русское население ассимилировало группы украинцев и белорусов, а в древности, в славянской массе растворились балтские и, частично, финно-язычные племена. В результате этих процессов была создана народная культура, включающая элементы не только русской, но и украинской, и белорусской культуры. Возможно также и сохранение более древних культурных традиций, отразивших мировоззрение славянских племен, населявших край в далеком прошлом.

2. Конфессиональный фактор: Основная религия на территории края – православие. Особо выделяется вклад в формирование культуры края, сделанный старообрядцами, принадлежащим к одной из ветвей православной религии. Замкнутость общин позволила сохранить особенности быта, характерные для XVII – XVIII вв. Среди жителей Брянщины присутствуют и представители других конфессий: католики, протестанты, иудеи. Однако, их численность очень незначительна. В религиозных представлениях любого народа сохраняются архаичные формы еще языческих верований. Жители Брянщины не составляют исключения в этом отношении.

3. Социальный фактор: Территория края исторически складывалась сложными путями. Можно выделить три района, развитие которых заметно отличается друг от друга: юго-восточный – с XVII в. входил в состав Северской земли, находившейся на границе Русского государства, затем регион вошел в состав Комарицкой волости. Его территорию с XIX в. составляли преимущественно государственные и дворцовые земли. В северной части края можно отметить преобладание в XVIII-XIX вв. владельческих хозяйств. В западной части еще в XVI-XVII вв. – сочетание полково – сотенной системы административного управления с органами государственной власти – магистратов и ратуш. В крае существовала сложная сословная струк-тура населения. Разнообразны были и типы сельских поселений: села, деревни, сло-боды, починки и др. На жизнь поселения оказывало влияние его социально-экономический статус. В более раннее время в XVII – XVIII вв. здесь были и дворцовые поселения (с XIX в. – удельные), церковные и монастырские (с XVIII в. – экономическими), владельческие (помещичьи и с конца XVIII в. владения различных ведомств). Особую категорию в XVIII в. составляли земли, принадлежащие людям » по прибору «, из которых был образован особый слой – однодворцы.

Приведенные выше исторические материалы свидетельствуют о сложной истории формирования населения края. Здесь развивались культурные традиции, сохранявшие элементы возникшие в разные эпохи. Наряду с общерусскими чертами, в этой культуре появились локальные варианты, характерные для Украины и Белоруссии и отличающиеся друг от друга некоторым своеобразием.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Например: Деснинские древности. Брянск. 1995. Падин В.А. Роль Брянского края в происхожде-нии славян Подесенья.// Брянский краевед. Вып.5. Брянск, 1973; Крашенинников В.В. Взгляд через столетия. Тула, 1990; Седов В.В. Восточные славяне в 6 – 13 вв. М., 1982; Археологическая кар-та России. Брянская область. М., 1993.

2. Крашенинников В.В. Указ.соч. Тула. 1990. C.12.

3. Седов В.В. Указ. соч.C.143-182; Седов В.В. Начальный этап славянского расселения в области днепровских балтов. // Балто-славянские исследования 1980. М.,1981. C. 45-52; Седов В.В. Сла-вяне в древности. М., 1994. C.303,306-309.

4. Крашенинников В.В. Указ соч. C.9-23.

5. Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л.,1982.

6. Лакомцева М.Н. К реконструкции фонологических систем языков голяди и днепро-двинских бал-тов.// Балто-славянские исследования 1980. М., 1981. C. 52-61; Балто-славянские исследования 1981. М., 1982. C.88-97.

7. Попов А.И. Название народов СССР. Л.1973.С.94-95.

8. Шинаков Е.А. От пращи до срамасакса: на пути к державе Рюриковичей. Брянск. 1995. C.27-58.

9. Тихомиров М.Н. Россия в 16 столетии. М., 1962. C.407-412.

10. Дубровский А.М., Иванин А.А. Севский уезд во второй половине 18 века: поселения, землевладе-ние, крестьяне и землепашцы. Локоть. 1994. C.3-7.; Ефремов Г.В. Край родной Комаричский. Брянск. 2001. С.18-21.

11. Новосельский Л.В. Дворцовые крестьяне Комарицкой волости во второй половине 17 в. // Во-просы истории сельского хозяйства, крестьянства и революционного движения в России. М., 1961. C.65.

12. Зеленин Д.К. Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации. СПб., 1913. C.42-52.

13. Чижикова Л.Н. Этнокультурная история южнорусского населения. // ЭО. 1998. N5. C.40.

14. Чижикова Л.Н. Указ. соч. C.36.

15. Брук С.И., Кабузан В.М. Динамика численности и расселения русского этноса (1678 – 1917). // СЭ. 1982. N4. C.9-12.

16. Брянская губерния в цифрах. Краткий статистический справочник. Орел. 1924. C.32-35. Госу-дарственный Архив Брянской Области (далее ГАБО). Ф.102., Оп.1,Д.56.

17. ГАБО. Ф. 2419. Оп. 2, Д. 805. ГАБО. Ф.2419.Оп.1,Д.1438.

18. ГАБО. Ф.1620.Оп.2,Д.52; Административно-территориальное деление Брянского края за 1916-1970 гг. т.2, Брянск.1972. C.290-320.

 

С.В. Чернышов. Этно-социальные особенности формирования населения Брянской области // Состояние и проблемы развития гуманитарной науки в Центральном регионе России. Брянск. 2003. С.51-61.




Войти через loginza

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

 

上車盤| 搵樓| 豪宅| 校網| 居屋| 貝沙灣| 美孚新邨| 嘉湖山莊| 太古城| 日出康城| 九龍站 | 沙田第一城| 樓市走勢| 青衣| 西半山| 西貢| 荃灣|

雪茄网购| 雪茄| 哈瓦那雪茄| 雪茄价格| 雪茄烟网购| 雪茄专卖店| 雪茄怎么抽| 雪茄烟| 雪茄吧| 陈年雪茄| 大卫杜夫雪茄| 保利华雪茄| 古巴雪茄品牌| 古巴雪茄| 古巴雪茄多少钱一只| 古巴雪茄专卖网| 烟斗烟丝| 小雪茄| 金特罗雪茄| 帕特加斯d4 | 蒙特雪茄| 罗密欧朱丽叶雪茄| 网上哪里可以买雪茄| 限量版雪茄| 雪茄专卖| 雪茄专卖网| 雪茄哪里买| 买雪茄去哪个网站| 推荐一个卖雪茄的网站| 雪茄烟| 古巴雪茄价格| 雪茄海淘| 雪茄网| 帕拉森雪茄|

橫額| 貼紙| 貼紙印刷| 宣傳單張| 海報| 攤位| foamboard| 喜帖| 信封|

QR code scanner| SME IT| system integration| inventory management system| label printing| Kiosk| Voice Picking| POS scanner| POS printer| System Integrator| printing labels| Denso| barcode| handheld| inventory management| warehouse management| stock taking| POS| Point of sale| Business service| Web Development| app development| mobile app development| handheld device| inventory management software| pos system| pos software| pos hardware| pos terminal| printer hong kong| receipt printer| thermal printer| thermal label printer| qr code scanner app| qr scanner app| online qr code scanner| qr code scanner online mobile| qr code scanner download| mobile solutions| mdm solutions| mobile device management|

邮件营销| Email Marketing 電郵推廣| edm营销| edm| 营销软件| 推广软件| 邮件群发软件| 邮件群发| Mailchimp| Hubspot| Sendinblue| ActiveCampaign| Aweber| 邮件主题怎么写| 邮件主题| 邮件模板| Maichimp| benchmark| SMS|

Tomtop| Online Einkaufen| Zeblaze| XT175| xiaomi m365| xiaomi Roborock S50| Roborock S50| Wltoys| VISUO XS812| Viltrox EF-M2| Vernee T3 Pro| Ulefone Power 5| Tronxy X5S| SONOFF| SJCAM SJ8 PRO| Rowin WS-20| MXQ PRO| MJX Bugs 5W| lixada| LEMFO LEM8| lemfo lem4 pro| LEMFO| koogeek| kkmoon| JJPRO X5| hubsan h501s x4| hubsan h501s| Hubsan| hohem isteady pro| goolrc| Feiyu| Feiyu Tech G6| Ender 3| Creality Ender 3| Bugs 5W| anet a8 3d printer review| Anet| Anet A4| Anet A6| Anet A8| andoer| ammoon| amazfit bip|

electric bike| best electric bike| electric bikes for adults| e bike| pedal assist bike| electric bikes for sale| electric bike shop| electric tricycle| folding electric bike| mid drive electric bike| electric trike| electric mountain bike| electric bicycle| electric bike review| electric fat bike| fat tire electric bike| women's electric bike |

office| 地產代理| 辦公室| Property Agent| Hong Kong Office Rental| hong kong office| 物業投資| office building| Commercial Building| Grade A Office| 寫字樓| 商業大廈| 甲級寫字樓| 頂手| 租寫字樓| leasing| Rent Office| 地產新聞| office for sale|

school| international school of hong kong| international school| school in Hong Kong| primary school| elementary school| private school| UK school| british school| extracurricular activity| Hong Kong education| primary education| top schools in Hong Kong| Preparatory| best international schools hong kong| best primary schools in hong kong| primary school hong kong| private school hong kong| british international school| extra-curricular| school calendars| boarding school| school day| Bursary| British international school Hong Kong| British school Hong Kong| English primary school Hong Kong| English school Hong Kong| International school Hong Kong| School Hong Kong| boarding school Hong Kong| best school in Hong Kong| School fees|

electric bike| Best smartwatch| Best Wilreless earphones|