Архив за месяц: Июнь 2011

Загадки с двумя неизвестными (к проблеме изучения портретов неизвестного мастера из собрания Смоленского музея заповедника)

О. Б. Алексеева

На  протяжении  последних  десятилетий  заметно  усиленное  внимание исследователей к портретной живописи XVIII века из фондов провинциальных художественных и краеведческих музеев.  Настоящая  статья посвящена  исследованию  двух  провинциальных  портретов  кисти  неизвестного  смоленского  художника  середины XVIII  века  из  собрания  Смоленского  музея-заповедника.  Решение  ряда  атрибуционных  вопросов (определение времени создания, источника поступления, стилевых особенностей, степени влияния иконописи, парсуны, сарматского портрета, традиций рококо, единого авторства, парности) приводит к выводу, что рассматриваемые произведения представляют не только богатый исторический  и  краеведческий материал,  но  интересны  в  художественном  плане.

Их  изучение  необходимо  для  всестороннего  понимания  русской  культуры XVIII века. Восемнадцатый  век  характеризуется  в  отечественной  истории  как время  приобщения  России  к  западноевропейским  традициям,  оказавшим влияние не только на быт, нравы русских людей, но и на искусство, в частности на живописный портрет. В XVIII столетии портрет является не только ведущим жанром и проходит этапы развития, но в то же время вырабатываются  его  основные формы. Наряду  с  парадным  в  это  время  получил распространение  камерный  портрет. Интерес  к  нему  со  стороны  отечественных  художников  неслучаен.  Культуру 2-ой  половины XVIII  столетия связывают с идеями просветительства, распространению которых в России способствовали создававшиеся благородные пансионы (Благородный пансион при Московском университете) и участившиеся поездки дворянской аристократии за границу. Как справедливо отметил В. О. Ключевский: “…При Петре  дворянин  ездил  учиться  за  границу  артиллерии  и  навигации; после он ездил туда усваивать великосветские манеры. Теперь, при Екатерине, он поехал на поклон философам” [1].

Русское дворянство предпочитало  посещать  Францию.  Именно  Франция,  ее  литераторы  и  философы, оказывали  сильное  воздействие  на  образованные  умы  Европы.  При  русском  дворе  всячески  поощрялось  изучение французской  литературы. Несомненно,  все  это  приводило  к  повышению  культурного  уровня  дворян, изменению их быта, потребностей, уклада жизни и в целом оказало существенное влияние на развитие культуры.

Читать далее